Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 23.05.2018, 12:07

МКДОУ "Детский сад №1 общеразвивающего вида"

МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
Родителям [12]
Педагогам [8]
Разное [0]
1 [0]
1
Наш опрос
В каком возрасте можно оставить ребенка одного дома ?
Всего ответов: 31
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ФОРМА ВХОДА

Каталог файлов

Главная » Файлы » Родителям

Ребенок и спорт - инструктор по ФИЗО Володина З.Р.
[ Скачать с сервера (53.7Kb) ] 09.10.2016, 15:37

Ребенок и спорт
О чем нужно помнить, выбирая спортивную секцию для малышей? Ведь все мы хотим, чтобы занятия пошли им только на пользу!
Ограничения по состоянию здоровья малыша – первый важный критерий выбора. Есть проблемы, которые сразу и однозначно исключают определенные виды спорта из списка. О них можно узнать из медицинской справки, а консультацию по выбору вида спорта или назначение на лечебную физкультуру дают специалисты по восстановительному лечению (такие врачи ведут прием в некоторых детских поликлиниках). Делая выбор, старайтесь учитывать скорее интересы самого ребенка, а не свои пожелания. Ведь занятия в секции обязательно должны приносить ему радость и удовольствие.
Учтите еще психологические особенности малыша и продумайте, какие занятия помогут им развиваться, а какие только усугубят его проблемы.
Можно или нельзя?
Медицинские противопоказания к занятиям делятся на 2 категории: абсолютные и относительные. Например, хронические болезни будут относительным препятствием, все зависит от их формы. Если проблемы с системой кровообращения, такие как нарушения сердечного ритма (например, мерцательная аритмия), высокое артериальное давление, хронические проблемы органов дыхания (чаще других – бронхиальная астма) и пищеварения (хронический гастродуоденит) достаточно серьезные, лучше не отдавать ребенка в спортивную секцию, а заняться лечебной физкультурой. Иначе повышенные нагрузки могут серьезно навредить его здоровью.
Доктор - расскажет
Если вы решили отдать ребенка в большой спорт, прежде покажите его спортивному врачу – он подскажет, чем заниматься можно, а чем не стоит. К сожалению, таких специалистов немного, а детских и подавно. И все же лучше поискать − например, в Московском научном центре здоровья детей. Здесь работает отдел детской спортивной медицины.
Бронхиальная астма
Сейчас считается, что физическая активность маленьким астматикам идет только на пользу. Но порекомендовать ее может только врач.
Проблемы с позвоночником
Если малышу поставлен диагноз «сколиоз» или у него есть другие серьезные нарушения осанки и проблемы с позвоночным столбом, ему не стоит заниматься единоборствами и «асимметричными» видами спорта (большим теннисом, бадминтоном). При сколиозе очень полезно плавание, ведь вода естественным образом разгружает позвоночник. Врачи рекомендуют плавать разными стилями: брассом – при серьезных и прогрессирующих нарушениях, кролем и баттерфляем − когда развитие сколиоза остановлено.
Лыжи зимой – еще одно замечательное средство для укрепления мышц спины и всего туловища. А вот горные лыжи, а тем более сноуборд, − решительно противопоказаны! Детям с нарушением осанки не стоит также кататься на коньках (зимних и роликовых), скейтборде. Не записывайте ребенка с деформациями позвоночника в кружок спортивной или художественной гимнастики. Ему нельзя заниматься бегом или тяжелой атлетикой. А вот в футбол играть разрешается! Можно еще ездить на велосипеде, но только на короткие дистанции.
Слабое зрение
Близорукость ставит под запрет спортивную гимнастику, борьбу, горнолыжный спорт, прыжки, футбол, упражнения с ручным мячом, хоккей. Однако если у вашего ребенка нет миопии высокой степени и осложнений на глазном дне, можно заниматься художественной гимнастикой, волейболом, баскетболом, фигурным катанием, конным спортом, теннисом и плаванием.
Возможные трудности
По уровню травматизма в детском спорте лидирует хоккей, оттеснив на второй план даже спортивную гимнастику с ее брусьями, турниками и бревном. Кроме идеи элементарной безопасности, учтите еще объем физических нагрузок. Чрезмерные тренировки могут сбить заложенную природой программу роста организма, а завышенные требования тренеров могут спровоцировать у малышей синдром хронической усталости, нервные срывы и конфликты.
В команде и по одному
Обратите внимание на характер вашего малыша: как он ладит с другими детьми, готов ли добиваться результатов и делить радость победы со сверстниками? Любые командные виды спорта лучше всего подойдут ребятишкам, которым общение дается без труда. Если ваш малыш – яркий лидер, ему подойдет спортивная или художественная гимнастика, большой или настольный теннис. Все эти виды спорта требуют личных усилий маленького человека. И даже групповые упражнения в художественной гимнастике или парное фигурное катание, где результат зависит и от партнера, все равно делают ставку на личные усилия спортсмена.
Особые назначения. Детям застенчивым в командные игры с жесткими правилами идти не стоит. Иначе ребенок замкнется среди боевых сверстников. Единоборства, где требуется «спортивная злость», или занятия, делающие ставку на лидерство и привлекающие много внимания к маленькому спортсмену (как фигурное катание), таким ребятам тоже не подойдут. Ранимым и тонко чувствующим детям лучше отправиться на индивидуальные занятия, например, плаванием и конным спортом.
Что и когда?
Читайте также:
Стеснительный ребенок
• Плавание – с рождения, с 6-7 лет самостоятельно.
• Горные лыжи – с 3-6 лет.
• Айкидо – с 4 лет.
• Ушу – с 4 лет.
• Фигурное катание – с 5 лет.
• Теннис – с 5 лет.
• Хоккей – с 5 лет.
• Акробатика – с 6 лет.
• Футбол – с 6 лет.
• Художественная гимнастика – с 6-7 лет.
• Велоспорт – с 7-9 лет.
• Баскетбол – с 6-9 лет.
• Волейбол – с 8-10 лет.
• Легкая атлетика – с 10 лет.
Плавание
Учить малыша плавать можно с любого возраста. И все же желательно начинать с младенчества, потому что для новорожденных это совершенно естественный, рефлекторный процесс.
Плавание, пожалуй, единственный вид спорта, у которого почти нет противопоказаний. Однако, прежде чем приступить к занятиям, посоветуйтесь с педиатром. Если малыш заболел, тренировки прерывают и возобновляют после его выздоровления.
Плавание стимулирует нервные окончания в коже и массирует тело малыша, улучшает обмен веществ, сон, аппетит, делает более устойчивой нервную систему, тренирует органы дыхания и сердечно-сосудистую систему, укрепляет мышцы, связки, снижает нагрузку на позвоночник и формирует правильную осанку. Совершенствуются движения, повышается общий тонус организма, малыши становятся выносливее. По сравнению с «неплавающими» детьми их показатели веса и роста, емкость легких и сила скелетных мышц заметно выигрывают. Они начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать.
Читайте также:
Вечная слава воде
Особые назначения. Плавание пойдет на пользу гиперактивным детишкам, часто болеющим и быстро устающим, а еще слишком эмоциональным, агрессивным малышам.
Верховая езда
Общение с лошадьми успокаивает и одновременно раскрепощает маленького спортсмена, дает ребенку чувство комфорта, снимает стресс. А правильная осанка и гармоничное развитие всех групп мышц служат оздоровлению основных систем организма.
Особые назначения. Такие занятия хороши для проблемных детей с чересчур резкими эмоциональными реакциями, чья повышенная возбудимость и гиперактивность вызваны неврологическими трудностями.
Айкидо
Очень гармоничный вид единоборств. Главный принцип – использование сил противника против него самого. Крепость и рост не играют здесь особой роли. Занятия укрепляют иммунитет малышей, ведь на уроках они двигаются босиком, а это естественный способ закаливания и массаж биологически активных точек стоп, в большом количестве расположенных на подошвах. Айкидо учит детей правильно дышать, улучшает вентиляцию легких (от чего напрямую зависит снабжение тканей кислородом), развивает координацию движений, укрепляет мышцы, формирует правильную осанку и особую «летящую» походку. Малыши учатся правильно падать, что позволит им избежать травм в обычной жизни. Они легко находят контакт со сверстниками и старшими, осознанно уходят от конфликтов и уж тем более не решают их силой.
Особые назначения.Гиперактивным «расторможенным» детям, драчунам и задирам занятия айкидо помогут выплеснуть чрезмерную энергию и заодно научиться управлять своей агрессией. Состязания по строгим правилам и этика уважительного отношения к сопернику позволят ребятам в будущем сознательно отказаться от уличных развлечений без правил.
Ушу
Это борьба без борьбы. Она хороша тем, что дает малышам гармонию вместе с ощущением своей силы и контролем над своим телом. Если вы хотите развить двигательные способности ребенка, решить задачу с ориентацией в пространстве и времени, настроить точность и ритмичность движений, воспитать характер и дисциплинированность, вам стоит подумать о секции ушу.
Читайте также:
Ах, какой неуклюжий!
Если малыш готов оставаться в компании чужих людей и в незнакомом месте, занятия можно начинать с 4 лет. Начальный курс ушу состоит из комплекса общеукрепляющих упражнений, который развивает все группы мышц. И только основательно подготовившись, ребята через пару лет переходят к изучению приемов боя.
Особые назначения. Как и айкидо, ушу даст слишком возбудимым малышам возможность скорректировать многие проблемы.
Футбол, баскетбол, волейбол
Игры с мячом можно начинать уже в 2 года. А в спортивные секции футбола, баскетбола детей приводят с 6 лет. Спортсменов помладше, кроме подбрасывания мяча разными способами, бросков на дальность и в цель, учат еще навыкам ведения, отбивания мяча, ловли, передачи и забрасывания его в корзину или ворота. Упражнения в бросании, катании мячей развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. Они формируют умение схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движений, умение ориентироваться в пространстве. В играх с мячом совершенствуются еще быстрота, прыгучесть, сила. А поскольку у детей-дошкольников еще слабо развита способность к точным движениям, любые манипуляции с мячом пойдут им только на пользу. Упражнения с предметами разного веса и объема развивают и крупные, и мелкие мышцы рук, ног, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для малышей, которые готовятся идти в школу. Бросая и вылавливая мяч, ребенок действует обеими руками или ногами, гармонично развивая центральную нервную систему и весь организм.
Читайте также:
Гиперактивный ребенок
Особые назначения. Такие занятия хороши для непоседливых, гиперактивных малышей, они помогут скорректировать неврологические проблемы и дадут разрядку накопившимся эмоциям.
Теннис
Считается, что он развивает молниеносную реакцию и формирует со временем атлетически подтянутую фигуру.
Особые назначения.Худощавым, быстро устающим, не слишком энергичным ребятам (врачи назовут их астеничными) такие занятия помогут гармонично и симметрично развивать тело, сделают выносливыми и увеличат емкость легких.
Вечная слава воде
Ни для кого сегодня не секрет, что раннее плавание приносит огромную пользу детскому организму. Но, честно говоря, немного страшновато впервые собственными руками погружать своего ребенка в воду и... А что, собственно, делать с малышом дальше, чтобы процесс обычного купания перешел в разряд плавания?

Своя среда
Если вы волнуетесь перед новыми водными процедурами, прежде чем начинать самостоятельные домашние занятия с новорожденным, внимательно изучите специальную литературу, а еще лучше спросите совета у более опытных мам и попросите кого-нибудь из них присутствовать при первом погружении. Либо в первый раз пригласите домой инструктора-профессионала. Он поможет вам освоить технику движений, объяснит, как правильно выполнять поддержки, посоветует, что делать дальше и, главное, морально поддержит.
Полным же решимости и уверенным в своих силах мамам (тем более если рядом с ними будут папа или бабушка) вполне можно приступать к первым занятиям самостоятельно.
Начинать первые заплывы можно сразу после того, как у младенца заживет пупочная ранка. В течение первых трех месяцев жизни для уроков плавания вполне подойдет обычная домашняя ванна. Хотя, представьте себе, известны случаи, когда новорожденные пловцы великолепно себя чувствовали и плавали даже в больших аквариумах!
Самое важное на первых порах – дать возможность малышу привыкнуть к воде и ощутить доверие к ней. Очень важно передать ребенку свое спокойствие и уверенность: тогда ему понравится плавать. Тем более что до рождения он пребывал именно в таком «плавательном» состоянии в животе у мамы.

Вертикальное погружение
Температуру воды в ванне подбирайте индивидуально. Вода не должна быть излишне теплой, это расслабляет. А ребенок должен двигаться, и двигаться активно! На начальном этапе вполне подойдет температура 35,5–36 градусов. Затем с каждым новым занятием или через урок можно снижать ее на полградуса и постепенно довести до обычной – «бассейной» – температуры 28–29 градусов. Не торопитесь, следите за реакцией малыша. Если видите, что ему холодно и дискомфортно, добавьте теплой воды.
Погрузите кроху в воду вертикально, ласково приговаривая слова ободрения.
Если ребенок спокоен, переведите его в горизонтальное положение на спинке, как во время купания, надежно поддерживая снизу. И наконец – начинайте выполнять основной цикл настоящих плавательных упражнений: проводки по всей длине ванны, «восьмерки», отталкивания ножками от стенки ванны. Последнее упражнение большинство детей выполняет особенно охотно, и счастливая улыбка маленького пловца будет вам наградой.
Повторите весь цикл проводок, перевернув ребенка на животик. Чередуйте основные упражнения с покачиваниями на воде. Это нужно для того, чтобы малыш лучше почувствовал воду.
Длительность занятий со временем должна увеличиваться – с 8–10 минут в первые недели жизни малыша до 20 минут к третьему месяцу. Но если вы замечаете признаки усталости (ребенок капризничает, начинает выгибаться), заканчивайте водные процедуры.

Кто быстрее
Самое важное при обучении младенца плаванию – дать малышу привыкнуть к воде и ощутить доверие к ней. И маме очень важно передать малышу свое спокойствие и уверенность: тогда маленькому пловцу занятия непременно понравятся.
Когда вашему малышу исполнится 3 месяца, всерьез задумайтесь о походе в настоящий бассейн. Преимущества занятий в бассейне налицо: уровень воды здесь значительно выше, держать ребенка намного проще. Вы будете стоять в воде вместе с малышом, а не в наклоненной позе над ванной.
Занятия здесь проводятся в группах не более 5–6 человек, чтобы инструктор мог уделить каждой паре «родитель + малыш» достаточно внимания. Урок длится в среднем 45 минут. Сначала инструктор объясняет упражнение и плавает вместе с ребенком. В это время просто понаблюдайте и постарайтесь запомнить движения наставника. Затем вы сами будете повторять его действия под четким контролем. Скоро малыш начнет плавать и нырять от инструктора к маме и обратно. Обычно комплекс включает в себя несколько разных упражнений. Если какое-то из них (например, ныряние) вам не понравится или покажется несвоевременным, его вполне можно пропустить.

Несмотря на расхожее мнение о том, что малыши грудного возраста не слишком нуждаются в общении со сверстниками, коллективные уроки плавания полностью опровергают эту точку зрения. На занятиях в бассейне даже самые маленькие пловцы тянутся друг к другу, с удовольствием разглядывают окружающих и даже пытаются копировать действия сверстников. Удивительно, но дух соревнования присущ даже трехмесячным младенцам! Через 6–9 месяцев регулярных занятий ребенок сможет нырять и плыть вполне самостоятельно. К году малыш уже начинает понимать, что можно скоординировать свои усилия, приподняться над водой и сделать вдох. Главное – всегда контролируйте маленького пловца и будьте с ним рядом. Считается, что в бассейн с малышом лучше ходить 2–3 раза в неделю. А вот домашние занятия могут быть ежедневными.
Морские игры
Самый популярный вид отдыха – морской – дает возможность познакомить малыша с огромным водным пространством. Кроме того, всем известно, что морская вода из-за обилия соли гораздо лучше поддерживает тело.
Даже если ваш ребенок совсем не умеет плавать, вы можете провести начальные уроки самостоятельно.
Упражнение 1. Положите ребенка на воду, придерживая двумя руками под спинку. Объясните малышу, что он должен расслабиться. Пусть он легко и спокойно опустит ручки и ножки на воду. Подержите его на двух руках и поводите широкими движениями по поверхности воды. Потом выполните то же самое, только на одной руке. Затем повторите это упражнение с переворотом на животик.
Самое главное – правильно объяснить ребенку, чтобы он смог как можно дольше продержаться на поверхности воды. Итог: малыш должен научиться держать на воде «звездочку».
Упражнение 2. Поиграйте с карапузом в воде в очень веселую игру «Двигаем ножками, как лягушка, машем ручками, как птичка». Ребенок охотно, с большим удовольствием повторит за вами все движения.
Упражнение 3. Устройте в воде игры на задержку дыхания. Сначала научите малыша дуть на воду так, чтобы получались волны. Отработайте технику сильного выдоха. Можно дуть на легкий кораблик или любую игрушку так, чтобы она двигалась по воде от вашего дыхания. Потом погрузите рот в воду и то же самое повторите в воде. Затем под воду может опуститься носик – постарайтесь освоить задержку дыхания. Самый последний этап – погружение головы под воду. Предложите маленькому непоседе веселые соревнования – кто дольше просидит под водой.
После того как ребенок научится держаться на воде, можно переходить к обучению плавательным движениям. Если вы чувствуете себя не готовыми к таким занятиям, то лучше доверить это инструктору в бассейне, в который вы запишетесь после возвращения из поездки.
Купаться, нырять, кувыркаться

Годовалых малышей обучать плаванию лучше сразу в специальных группах. Занятия с детьми такого возраста проводятся в игровой форме. Инструктор вместе с родителями создает доверительную обстановку: ребенок с удовольствием включается в общую игру. Постепенно плавание в воде и под водой вместе с вами станет для малыша одним из самых любимых занятий. И после пяти (максимум – десяти) занятий малыш уверенно начнет плавать сам.
Если в бассейне есть сауна, попробуйте в перерывах между упражнениями заходить туда на 1–2 минуты. Можно устроить ополаскивание под душем. Сделайте воду чуть прохладней, чем в бассейне, и пронесите ребенка под струями воды. Такая процедура обладает прекрасным закаливающим эффектом и благотворно влияет на общий тонус организма.
Очень важна регулярность посещений бассейна. Приобретенные навыки достаточно быстро утрачиваются. Но, правда, и восстанавливаются легко: за пару занятий малыш вспомнит все, чему его научили.
НАТАЛЬЯ САНБЕРГ
Консультант: СВЕТЛАНА ДАНИЛЕНКО, инструктор по плаванию, центр поддержки материнства и детства «Планета семьи»
Гиперактивный ребенок
o Кристина Сандалова
Не заметить гиперактивного малыша невозможно. Он везде и повсюду: крутится как юла, бегает, прыгает, задает по сто вопросов в секунду и не пытается при этом выслушать ответ. И понятно, что растить такого неугомонного ребенка непросто. Что именно нужно знать родителям непосед, выяснила Кристина Сандалова.
Даже в три-четыре года гиперактивного малыша нельзя оставить одного в комнате – перевернет все верх дном. В детском саду гиперактивным детям трудно жить по четким правилам, привыкнуть к жесткому распорядку садика, подружиться с ребятами и слушаться воспитательницу. Заниматься с таким ребенком сложно – он не может сосредоточиться больше чем на минуту, вертится на стуле, отвлекается, то и дело вскакивает, не к месту смеется. Родители не могут угнаться за своим маленьким ураганом, да и он сам не в состоянии собой управлять. Порой начинает казаться, что этой бесконечной гонке не будет конца… И все же помочь гиперактивным малышам вполне возможно, важно только не упустить время.
Какой неугомонный
Галина, мама 5-летнего Мити:
«С самого рождения Митя был очень жизнерадостным, веселым малышом, но уж очень подвижным, не мог угомониться даже во время еды. Когда стал старше, я заметила, что ребенок плохо удерживает внимание, несколько секунд повертит в руках игрушку – бросает, хватает новую, не пытаясь изучить ее, поиграть. Сейчас Мите пять лет, он совершенно неуправляем, игрушки ломает, да и вообще «крушить» – его любимое занятие. Что-то почитать, собрать конструктор или паззл Мите неинтересно, а ведь нам через два года в школу».
Почему это происходит? Это типичный портрет гиперактивного ребенка. В младенчестве такие малыши с трудом выдерживают пеленание, выворачиваются, сердятся, если их стесняют в движениях. И даже во время еды гиперактивный ребенок вертится, суетится, поскольку у него в отличие от обычных детей не наступает так называемого «состояния автаркии» – полусонного удовольствия. Когда гиперактивный карапуз подрастает, он не может долго ни на чем сосредоточиться, вместо игры ломает предметы. Мама и папа часто считают, что их малыш просто очень подвижный и занятия, требующие усидчивости, ему скучны и неинтересны. Родители закрывают глаза на тревожные признаки, а когда ребенок идет в школу, выясняется, что ему очень сложно учиться, хотя от природы он наделен высоким интеллектом и неординарными способностями.
Что делать? В первую очередь стоит обратиться к невропатологу: он, возможно, назначит успокаивающие лекарства и массаж. Совсем маленького ребенка не нужно пеленать, стеснять в движениях. Однако такой малыш требует постоянного контроля, внимания и общения больше, чем другие дети. Когда ребенок станет старше и у него начнет проявляться «любовь» к разрушению, родителям необходимо останавливать эту хаотичную, бессмысленную активность – она опасна не только для окружающего мира, но и для душевного устройства ребенка. Многие мамы и папы говорят: «Да нам не жалко, пусть ломает – выплеснет лишнюю энергию наружу и станет спокойнее». Но спокойнее ребенок не станет, поскольку у гиперактивных малышей происходит постоянный «самозавод». Если крохе вовремя не помочь, гиперактивность может обернуться серьезными психическими и поведенческими проблемами. Поэтому задача родителей – направлять излишнюю двигательную активность ребенка в правильное русло. Можно отдать малыша в секцию плавания, танцев, фигурного катания, карате, ушу. Когда ребенок подрастет, он охотно будет заниматься футболом, баскетболом и другими командными играми. Многие дети любят конный спорт. Гиперактивность не нужно подавлять, ее следует корректировать и учить ребенка руководить своими желаниями.
Найти применение
Очень важно привить гиперактивному малышу интерес к учебе, к целенаправленному труду. Таким детям отлично подойдут занятия спортом, математикой, пением, театральным искусством. Если гиперактивному ребенку что-то понравится, он готов заниматься любимым делом часами и добиваться серьезных результатов. Конечно, у человека, который страдал в детстве гиперактивностью, и во взрослом возрасте будут свои особенности: таким людям необходима постоянная смена действия, «жизнь в движении».
Наладить контакт
Валентина, мама 4-летнего Вани и 5-летнего Миши:
«У моих детей небольшая разница в возрасте, но как же они не похожи друг на друга! Старший спокойный, в 5,5 года бегло читает, любит конструировать, рисовать. А младший неугомонный, с раннего утра как заведенный бегает, носится, ничем не способен долго и сосредоточенно заниматься. Дня не проходит, чтобы чего-нибудь не разбил, не сломал, не ушибся… Пришлось взять няню, потому что бабушка на прогулке не поспевает за Ваней – он невнимательный, неосмотрительный и непослушный».
Почему это происходит? Гиперактивность можно сравнить с явлением, которое в психиатрии и психологии принято называть «полевым поведением»: ребенок фиксирует внимание только на том, что в данный момент попало в поле его зрения, но тут же забывает об изучаемом предмете, как только переводит взгляд в другую сторону и в его поле зрения попадает новый объект. У гиперактивных детей фактически отсутствует концентрация внимания, у них нет настоящего осознанного интереса к окружающему миру. Поэтому родители, делая замечания, могут наблюдать отсутствие реакции на свои слова.
Что делать? Если ребенок не реагирует на обращения взрослых, мама и папа должны подкреплять словесные инструкции действием. Не просто говорить «нельзя», «не ходи сюда», «не делай это», а взять малыша за руку и увести в другую комнату, если, например, ребенок трогает чужие вещи или пытается что-то сломать.
Когда вы решаете сделать выговор гиперактивному малышу или запретить ему что-либо, сядьте перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне лица ребенка, возьмите его выше локтя (если вырывается, твердо удержите) и, глядя малышу прямо в глаза, говорите очень строгим голосом. Лицо обязательно должно быть строгим – так ребенок лучше сконцентрируется и поймет, что от него хотят, поскольку гиперактивный малыш лучше понимает мимику, чем слова.
Нужно помнить, что дети с гиперактивностью от природы очень добродушные и веселые и запреты нарушают часто неосознанно. Конечно, такой ребенок должен знать слово «нельзя», но родителям стоит почаще использовать метод поощрения. Например, договоритесь с ребенком, что он 5 минут просидит спокойно и порисует. Если малыш выдержал, обязательно похвалите его и угостите чем-то вкусным: орешком, конфетой. Поощрение может быть символическим, но важно, чтобы оно было. Тогда малыш на условно-рефлекторном уровне усвоит правильные модели поведения. Постепенно, когда ребенок научится руководить собой и слушаться, «сладкие» награды можно аккуратно отменить.
Гиперактивность может пройти сама собой годам к 12. Но особое внимание такому ребенку нужно всегда.
Сила воли
Марина, мама 6-летней Насти:
«Уже в три года Насте поставили диагноз: «гиперактивность». Невропатолог назначил курс лечения, который нам немного помог, Настя стала спокойнее. Но с концентрацией внимания проблемы остались. На занятиях по подготовке к школе учительница говорит, что малышка сильно утомляется даже от небольшого умственного напряжения, отвлекается, на вопросы отвечает плохо».
Почему это происходит? Обычный ребенок понимает, когда следует сосредоточиться, выслушать учительницу и выполнить задание. Им движут различные мотивы: страх получить плохую оценку или замечание, желание отличиться и заслужить похвалу, стремление к лидерству. Гиперактивный малыш, конечно, тоже хочет быть лучшим учеником и радовать родителей. Но он неспособен «собрать себя в кулак» и самостоятельно преодолеть трудности, ему необходима помощь. Если у ребенка слабая внутренняя воля, она должна быть усилена извне, и «аккумулятором» в данном случае должны выступать родители.
Что делать? Прежде всегогиперактивному ребенку, как никаким другим малышам, необходим режим. И выполнять домашние задания или заниматься с ним нужно в строго определенное время. Занятия должны быть распланированы, каждое задание должно быть ясно ребенку. Хорошо действует метод «проговаривания вслух», когда малыш вместе с мамой проговаривает свои действия. За любое усилие ребенка нужно хвалить, эмоционально подпитывать, а за выполненное задание (пусть и с ошибками) обязательно поощрять.
Задача родителей – помочь гиперактивному малышу научиться контролировать свои эмоции и направлять бурлящую энергию в нужное русло.
Учиться дружить
Татьяна, мама 7-летнего Володи:
«Володя добрый и щедрый ребенок, охотно делится игрушками с другими детьми, редко обижается, никогда первым не начинает конфликтовать. Однако контакта с ребятами ни в школе, ни во дворе найти не может. Детям с ним неинтересно, поскольку по правилам играть ему трудно, он постоянно навязывает свои порядки, которые сам же и нарушает».
Почему это происходит? Дружеские отношения требуют не только внешней, но и внутренней сосредоточенности, остановки на другом человеке. А гиперактивные малыши по натуре эгоцентричны, для них участие в судьбе посторонних (пусть и близких) людей – это определенное усилие, которое не всегда дается легко. Однако такие малыши умеют сочувствовать, сопереживать, сострадать, они независтливы, щедры. Просто не склонны сильно задумываться о жизни других людей, об их интересах, что так необходимо для построения нормальных дружеских отношений.
Что делать? Объясните ребенку, что в жизни, как и в игре, существуют определенные правила, которые нужно соблюдать, если хочешь быть принятым в коллектив. Если ребенок желает предложить свои правила, пусть сделает это, когда подружится с ребятами, но он обязательно должен соблюдать их сам. Старайтесь развивать у малыша внимательность и память, для этого можно играть в соответствующие игры: «Найди отличия», «Вспомни, что было» и т. п. Можно проигрывать с ребенком различные ситуации в кукольном театре: придумать жизненный сюжет (мальчик пытается подружиться с ребятами, но его не принимают в игру) и совместно подумать, почему у малыша так выходит, какие ошибки совершает ребенок, а потом проиграть положительный вариант ситуации (когда мальчика приняли в компанию).
Дружба крепкая
Гиперактивные детишки жаждут общения, жизненно необходимо, чтобы у них появились друзья. Здесь родители могут помочь, приглашая домой одноклассников сына или дочери, соседских детей, малышей своих друзей, – важно обеспечить ребенку детский коллектив. Поняв правила построения отношений, гиперактивные дети часто становятся «душой компании», поскольку коммуникабельны, открыты, жизнерадостны и веселы.
Уметь отличать
Наталья, мама 4-летнего Гриши:
«Спокойные игры не для нашего Гриши. Его стихия – салочки, прятки, футбол. Как только выдается свободная минутка, он кричит: «Мама, пойдем гулять!» – и готов носиться по улице часами. Не могу сказать, что он бегает без дела. Гриша все время придумывает какие-то игры, вовлекает в них других детей, но что меня настораживает – энергия у него льется через край. Свекровь твердит мне, что Гриша гиперактивный ребенок, поскольку «нормальный» малыш не может крутиться целый день без устали. Действительно, своей чрезмерной активностью он утомляет домашних, и все вздыхают спокойно, только когда Григорий засыпает. Невропатолог говорит, что ребенок здоров и такая возрастная активность постепенно уляжется, но я с трудом ему верю».
Почему это происходит? Сегодня принято причислять к группе гиперактивных детей вполне здоровых, но чересчур энергичных малышей. Коренное отличие гиперактивного ребенка от энергичного состоит в том, что «обычная» активность не несет разрушения. Ребенок может быстро одеться, когда это необходимо, или с невероятной скоростью прибраться в комнате – малыш совершает целенаправленное созидательное действие. Кроха будет очень возбужден и чрезмерно активен, если дорвался до любимых игрушек, в которые давно жаждал поиграть, – в этом нет ничего страшного! Некоторые дети от природы очень активны, обладают сильными лидерскими качествами и способны заражать или подавлять своей энергией.
Однако если активность бессмысленная и деструктивная (и ребенок пребывает в подобном состоянии перманентно), можно говорить о гиперактивности. Конечно, важен возраст: в год-полтора для ребенка совершенно естественно что-то разбить, сломать – таким образом кроха познает мир. Но если бесцельная деструкция – постоянное занятие 3–4-летнего ребенка, это уже повод для обращения к специалисту.
Что делать? Не нужно записывать ребенка в гиперактивные только потому, что он очень любит бегать или играть в футбол. Примерно с трех до семи-восьми лет ребенок испытывает повышенную нужду в двигательной активности, и, если взрослые будут пытаться подавлять ее, у малыша возникнет протест: карапуз перестанет слушаться, начнет нарушать запреты. Однако если активный ребенок утомляет родителей, им следует задуматься о дисциплине – возможно, кроха не понимает, что нельзя дергать папу или маму, когда они устали и хотят отдохнуть. Или понимает, но пренебрегает чужими потребностями, руководствуясь лишь собственными желаниями.

Зоркий глаз
o Сергей Татаринов
o Журнал «Счастливые родители», №99
Какие вопросы чаще всего задают врачу-офтальмологу молодые родители? В первую очередь их волнует, насколько хорошо видит ребенок и что такое косоглазие. Именно об этом и пойдет речь в нашей статье.
Сначала попробуем разобраться с первым вопросом: что такое острота зрения? Так называют способность различать мелкие детали предметов. При этом чем они меньше, тем выше острота зрения у человека. Ее принято измерять в десятичных дробях: 0,1; 0,2; 0,3... 1,0; 1,1; 1,2 и т. д. Развитие остроты зрения у совсем маленьких происходит постепенно. Сразу после рождения ребенок видит очень мало: пока он лишь реагирует на свет (ненадолго поворачивая к нему голову), а также пытается следить за крупными движущимися предметами. Впрочем, совсем скоро картина изменится самым решительным образом: в 2–5 недель малыш будет уверенно смотреть на свет, к концу 2-го месяца – разглядывать крупные объекты, в три месяца – оживляться, заметив грудь мамы или бутылочку, в четыре – хватать предметы, соразмерные ладошке.
Настоящий экзамен
Как понять, что со зрением малыша все в порядке? Для этого можно воспользоваться несколькими методами.
Cледите за тем, чтобы малыш правильно сидел за столом (расстояние от глаз до рабочей поверхности должно составлять 30–33 см), позаботьтесь о хорошем освещении, проявите благоразумие и ограничьте время, которое ребенок проводит за телевизором и/или компьютером (в общей сложности до часа в день). Особое внимание уделите подвижному образу жизни маленького, запишите его в спортивную секцию для регулярных занятий.
Вижу шар
На фоне окна подвесьте на нитку ярко-красный шарик диаметром 4 см и слегка раскачайте его. Возьмите малыша на руки, начните приближаться к объекту и отметьте расстояние, с которого ребенок отреагирует на его «появление». Потом произведите подсчет: если малыш заметит шар с 1 м, острота его зрения будет равна 0,03; с 3 м – 0,11, с 5 м – 0,18 (условная норма для 6-месячных детей – 0,1–0,3).
После того как ребенку исполнится полгода, для исследования понадобится шарик диаметром 0,7 см. Если малыш заметит объект с расстояния 1 м, острота его зрения будет равна 0,2, с 3 м – 0,6, с 5 м – 1,0 (норма для годовалых детей – 0,3–0,6).
Пиратские страсти
Чтобы понять, как видит ребенок в 1–2 года, можно воспользоваться другой методикой. В светлой комнате длиной не меньше 5 м нанесите на пол отметки с интервалом в 1 м. На расстоянии 5 м положите белый шарик диаметром 4 см. Если удастся, наденьте малышу повязку на один глаз, войдите с ним в комнату, покажите такой же шарик, попросите найти его двойника взором и принести. Если ребенок не сможет выполнить поручение, переложите шарик на отметку 4, 3 или 2 м, то есть приближайте объект до тех пор, пока он не будет обнаружен. В случае, если малыш разглядит мячик диаметром 4 см на 5 м, возьмите шарик диаметром 0,7 см и повторите исследование.
ВНИМАНИЕ! Помните о том, что вторая методика потребует от вас значительных усилий. К счастью, в большинстве случаев прибегать к ней необязательно: чтобы понять, как развивается зрение малыша, достаточно просто... быть внимательными родителям. Понаблюдайте, различает ли ребенок мелкие детали игрушек, собирает ли крошки и соринки с пола, видит ли в окно движущиеся машины и фигурки людей, как реагирует на предметы, расположенные на разном расстоянии от него, и расскажите об этом врачу.
Чтобы избежать проблем с глазами, важно вовремя и регулярно посещать офтальмолога. Большое значение имеют плановые медицинские осмотры, которые проводят в первые недели после рождения, в один и три года, а также перед школой.
По-взрослому
Проверить остроту зрения ребенка более привычным образом, то есть по специальным тестам, обычно удается с 3 лет. Чаще всего для этого используют таблицу Орловой, которая содержит 10 рядов силуэтных картинок. Малыша усаживают на расстоянии 5 м и в каждом ряду, начиная с верхнего, показывают по одной картинке. Если маленький не может назвать ее, переходят к другой, расположенной в той же строке, и так далее. Цель исследования – дождаться, пока будет правильно названо большее количество картинок в одном ряду. Именно эта строка и определит остроту зрения малыша. Обычно в 3 года она равна 0,6–0,9, в 4 года – 0,7–1,0, в 5 лет – 0,8–1,0, в 6 лет – 0,9–1,0 и выше. Таким образом, острота зрения увеличивается с рождения до школы и достигает нормы взрослого человека к 7–8 годам.
Привет от Гарри Поттера
В каких случаях ребятам-дошколятам назначают очки? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно поговорить о том, что такое ре-фракция. Дадим этому явлению медицинское определение: так называют суммарную преломляющую способность оптических сред глаза, то есть роговицы и хрусталика. Ее измеряют в диоптриях. Рефракция может быть соразмерной, когда фокус изображения совпадает с сетчаткой, и несоразмерной, когда они не совпадают. В случаях, когда фокус оказывается за сетчаткой, рефракция считается дальнозоркой, перед сетчаткой – близорукой. В норме у детей с рождения до семи лет отмечается некоторая дальнозоркость: у месячного ребенка до 4 диоптрий, у семилетнего – до 1 диоптрии.
Помните о том, что в первые недели после рождения ребенка движения его глаз бывают хаотичными и некоординированными, кроме того, они могут периодически отклоняться, что связано с незрелостью зрительной системы. Обычно через четыре месяца глаза занимают правильное положение. Другое дело, если у новорожденного наблюдается резкое и постоянное отклонение глаза. Это – врожденное косоглазие, и оно требует пристального внимания специалиста.
Когда ребенку назначают очки?
1. Малышу с дальнозоркостью понадобятся очки в случае сходящегося косоглазия или устойчивого снижения остроты зрения – по-научному, амблиопии, а по-простому – «ленивого глаза».
2. Детям с небольшой близорукостью (1–2 диоптриями) очки рекомендуют довольно редко, чаще до семи лет их вообще не выписывают. В случае сильной близорукости очки назначают и совсем маленьким.
3. Еще одно состояние рефракции, которое требует ношения очков, – астигматизм (так называют одну из аномалий оптики глаза, из-за которой органу зрения приходится выполнять дополнительную работу). Если при этом острота зрения оказывается сниженной, ребенку понадобится постоянно носить специально подобранные очки с цилиндрическими линзами.
Чтобы лучше видеть
Поскольку заботиться о здоровье глаз нужно буквально с пеленок, первый визит к офтальмологу назначают в первые месяцы после рождения ребенка. Следующая консультация специалиста (в случае отсутствия проблем) понадобится в 1–1,5 и 3 года, а затем перед школой. Что включает в себя исследование зрения? В первую очередь врач оценивает положение и подвижность глаз, состояние оптических сред (роговицы и хрусталика), глазного дна и ре-фракции.
Из чего только сделаны...
Глаз человека представляет собой почти правильную сферу диаметром около 24 мм. Он состоит из трех оболочек: наружной (фиброзной), средней (сосудистой) и внутренней (сетчатки). К прозрачным структурам глаза относится хрусталик, стекловидное тело и внутриглазная жидкость. Фиброзная оболочка состоит из непрозрачной части белого цвета – склеры и роговицы – передней, прозрачной части наружной оболочки глаза. Радужная оболочка, расположенная за роговицей, представляет собой мембрану с отверстием в центре – зрачком. При ярком освещении зрачок суживается, а в темноте – расширяется, чтобы пропустить к сетчатке больше света. За радужкой расположено эластичное плотное образование – хрусталик. Он прозрачен, имеет форму двояковыпуклой линзы и вместе с роговицей, составляет оптическую систему глаза. Сетчатая оболочка выстилает глазное дно и является частью центральной нервной системы. Через роговицу и хрусталик лучи от рассматриваемых объектов поступают к сетчатке и формируют на ней изображение, которое затем преобразуется в нервные импульсы.
Потеря курса
Что такое косоглазие? Так называют отклонение одного из глаз от совместной точки фиксации. Кроме весьма неприятного в психологическом отношении косметического недостатка, косоглазие является причиной серьезных нарушений. В первую очередь речь идет о расстройстве бинокулярного зрения – способности сливать изображения, получаемые на сетчатках двух глаз, в единый зрительный образ. Кроме того, у ребенка снижается острота зрения.
Косоглазие встречается у 2–3% малышей и возникает, как правило, в возрасте от 1 до 3 лет. Часто обеспокоенные мамы на приеме у врача говорят, что отклонение глаза возникло из-за того, что ребенок испугался, упал и ушибся головой или после болезни с высокой температурой. Однако стоит понимать, что все это не относится к настоящим причинам болезни – большинство детей падает и болеет, но косоглазие у них не развивается. Скорее всего, описанные выше обстоятельства просто служат пусковым механизмом для появления отклонений.
Истинные причины
Что же может привести к косоглазию?
- Заметное снижение зрения одного из глаз. Оно бывает связано с некоторыми болезнями или травмами, из-за чего хуже видящий глаз не может активно работать и отклоняется в ту или иную сторону.
- Разница в преломляющей способности двух глаз, когда на глазном дне формируются изображения разной величины. В некоторых обстоятельствах утрачивается способность сливать зрительные образы в единое целое, и глаз, оказавшийся в худших условиях, начинает косить.
- Косоглазие может возникнуть в результате усиленной (из-за дальнозоркости) или ослабленной (из-за близорукости) аккомодации – так называется приспособление глаза к четкому видению предметов, которые находятся от него на разном расстоянии. В первом случае развивается сходящееся косоглазие, во втором – расходящееся.
- К косоглазию могут привести проблемы со стороны центральной нервной системы – воспаления, травмы, опухоли.
Внимание!
Если вы заметите один или несколько из перечисленных признаков: блуждающий взгляд, непроизвольные движения глаз (по-научному – нистагм), светобоязнь, отек или помутнение роговицы, бело-серую, а не черную область зрачка, срочно обратитесь к врачу!
Внимательный осмотр
Чтобы поставить диагноз, врач изучает передний отдел глаза, преломляющие свет среды и глазное дно. Кроме того, доктор исследует остроту зрения, преломляющую способность (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), бинокулярное зрение, подвижность глаз, а также угол косоглазия. После этого офтальмолог вырабатывает целую стратегию действий, конечная цель которых – восстановить бинокулярное зрение. Обычно лечение включает в себя несколько этапов: плеоптику, ортоптику, пред- и послеоперационные упражнения, хирургическую операцию по показаниям и диплоптику. Поговорим об этом подробнее.
- Плеоптикой называют лечение амблиопии – снижения остроты зрения. Ее начинают с выписки очков, как правило, для постоянного ношения. Они нужны для того, чтобы на сетчатке больного глаза формировались четкие изображения и он мог работать более активно. Кроме того, иногда очки восстанавливают симметричное положение глаз и помогают им начать работать вместе.
Кроме того, плеоптика включает в себя прямую окклюзию (заклейку лучше видящего глаза), различные виды засветов («ленивый глаз» смотрит на яркий свет), занятия на специальной аппаратуре с различными зрительными нагрузками и медико-педагогические упражнения. Речь идет о занятиях с мозаикой, бусами, лепку и плетение ковриков из бумаги (размер деталей игр подбирают соответственно степени понижения зрения). Кроме того, в последнее время появились новые направления в лечении амблиопии: лазер, рефлексотерапия, электростимуляции, компьютерное лечение, методы биологической обратной связи и так далее.
- Если после принятых мер зрение улучшилось, а глаза стали фиксировать правильно, врач переходит к следующему этапу – ортоптике, то есть к развитию способности соединять два изображения в единый зрительный образ в определенных условиях. В случае, если решить проблемы с помощью ортоптики не получается, назначается операция. Ее цель – добиться правильного положения глаз. Оптимальный срок для хирургического вмешательства – 4–5 лет.
Чтобы ребенок понял, что от него потребуется в момент тестирования – проверки зрения, заранее покажите ему таблицу и попросите назвать то, что на ней изображено.
- Заключительный этап лечения – диплоптика – выработка бинокулярного зрения в естественных условиях: пациент «работает» с одним, общим для двух глаз объектом, как это бывает в реальной жизни. Назначают диплоптику в том случае, если положение глаза стало симметричным или близким к этому.
Где и когда?
Помните о том, что лечение косоглазия может продолжаться в течение нескольких лет. У дошкольников его проводят в специализированных детских садах, где пребывание малышей организовано по принципу «играя, лечимся». Кроме того, дети могут получать помощь и в межрайонных кабинетах охраны зрения.
Существует также некоторое количество глазных санаториев. Что касается операций, их делают в глазных клиниках. После поступления в школу ребенок может продолжать лечение в кабинете охраны зрения. Однако максимум усилий для избавления от косоглазия нужно все-таки сосредоточить на дошкольном возрасте.
СЕРГЕЙ ТАТАРИНОВ, врач-офтальмолог

Категория: Родителям | Добавил: volodinak1968
Просмотров: 63 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
ПОИСК
ССЫЛКИ НА ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ

ДРУЗЬЯ САЙТА
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright Детский сад №1 г.Далматово © 2018